?

Log in

No account? Create an account

parlamentchr's Journal

Social capital

  • less than 10

Rating position

Name:
Официальный блог
External Services:
  • parlamentchr@livejournal.com
Чеченский парламентаризм: история и современность


История чеченского парламентаризма, несмотря на свою относительную краткость, весьма насыщена и интересна. Прообразом первого парламента, возникшего в Чечне, следует рассматривать, конечно же, Мехк-кхел. К сожалению, не сохранилось точных данных о времени появления у чеченцев этого высшего органа власти, представлявшего собой, скорее, съезд народных представителей, чем парламент в подлинном смысле этого слова.
Особенности Мехк-кхела, как органа власти (каким мы его знаем), определялись характером общественного устройства чеченцев после опустошительного нашествия армии среднеазиатского правителя Тимура. Вместе с городами почти на всем Северном Кавказе оказались уничтоженными и государственные институты, что привело в Чечне к быстрой реанимации тейпов и росту значения территориальной (соседской) общины. Вплоть до XIX века Чечня представляет собой конгломерат политически и экономически самостоятельных общин, обходящихся минимальным аппаратом управления, состоящего из сельского старшины (юрт-да) и его помощников.
Все важнейшие вопросы, касающиеся конкретного селения, решались сходом его жителей, в котором право решающего голоса принадлежало отцам семейств. Вопросы, касающиеся жизни целого общества, решались, как правило, на совете представителей от всех селений, входивших в состав общества, а в исключительных случаях – народным собранием. Однако наличие более масштабных проблем в экономической жизни (например, совместное владение и эксплуатация некоторых угодий сразу несколькими селениями или обществами, необходимость регулирования экономической деятельности и т.д.), а также общие политические интересы неизбежно вели к созданию органа, призванного решать наиболее важные вопросы, касающиеся интересов всей страны. Таким органом у чеченцев традиционно был Мехк-кхел (Совет страны), созываемый по мере необходимости и состоявший из представителей всех чеченских обществ и селений. Причиной созыва Мехк-кхела могли быть конфликты между различными чеченскими обществами, с соседними народами или государством, вопросы вероисповедания, необходимость обсудить и утвердить изменения в обычном праве. Мехк-кхел имел право от имени всего чеченского народа объявлять войну и заключать мир, одобрять или отвергать политическое соглашение и т. д. Причем, война никогда не объявлялась Мехк-кхелом без одобрения духовенства.
Чеченский Мехк-кхел прекратил существование с возникновением имамата Чечни и Дагестана – в создаваемом Шамилем авторитарном теократическом государстве, естественно, не нашлось места для органа народного волеизъявления, который мог поставить под сомнение почти неограниченную власть имама.
В возрождении Мехк-кхела не была заинтересована и российская колониальная администрация, которая существенно ограничивала даже права сельских сходов. Впрочем, царская Россия само очень долго обходилась без парламента и лишь революционный подъем 1905 года вынудил императора Николая I приступить к созданию в стране представительной власти. И хотя созыв I Государственной думы практически ничего не изменил в жизни чеченского народа, появление общероссийского парламента стало первым шагом к возрождению чеченского парламентаризма. Весьма показательно, что на выборах, прошедших весной 1906 года, от горских народов Терской области (горцы, казаки и иногородние голосовали раздельно) депутатом Государственной думы оказался избран Таштемир Эльдарханов, до этого времени занимавшийся почти исключительно просветительской деятельностью. Таким образом, интересы горской части населения области в Государственной Думе представлял чеченский просветитель и общественный деятель демократического направления, а два других депутата представляли казачье сословие, хотя по своей численности казаки составляли меньшинство.
Несмотря на то, что «дарованная» монархом Конституция существенно ограничивала полномочия Государственной думы, как высшего законодательного органа власти, – ее трибуна стала местом бурных политических дискуссий, во время которых депутат от горцев выступал с острой критикой существующих в Терской области порядков. Так, в одном из своих (ставших знаменитыми) выступлений Т. Эльдарханов подчеркивал, что горцы «…очутились в лапах всесильной бюрократии. Управляют нами военные чины, отбросы армии, которые ничего общего с народом не имеют, не заинтересованы в судьбах его». При этом «… главные причины нежелательных явлений – отсутствие образования, невыносимое экономическое положение – их совершенно не интересует».
Впрочем, парламентская деятельность Т. Эльдарханова оказалась недолгой. Уже летом 1906 года I Государственная дума была распущена, а сам бывший депутат оказался вынужденным уехать в Баку – подальше от тех государственных чинов, чью деятельность он обличал с парламентской трибуны.
Первая попытка восстановить в Чечне власть народных представителей относится к периоду Февральской революции – уже 14 марта 1917 года в Грозном собрался чеченский национальный съезд, на котором присутствовало (по разным данным) от 3 до 10 тысяч человек. Несмотря на выявившиеся серьезные противоречия во взглядах его участников на будущее политическое устройство Чечни, съезд принял историческое решение о создании национальных органов власти, хотя и в рамках политического союза с другими горскими народами Северного Кавказа.
Высшим органом власти в Чечне декларируется народный съезд, а исполнительная власть передается в руки так называемого Чеченского исполнительного комитета. Предусматривалось и создание национального парламента (меджлиса), однако бурные политические процессы не позволили в полной мере осуществить это намерение. В ходе революции в Чечне возникают два органа власти, претендовавшие на то, чтобы представлять интересы народа – это так называемые Атагинский и Гойтинский Советы, политическое противостояние между которыми во многом определило ход гражданской войны в Чечне.
Помимо этого, существует еще один парламент – меджлис Горской республики, провозглашенной Союзом объединенных горцев. Союзный меджлис просуществовал до конца мая 1919 года и в его составе, насчитывалось несколько представителей от Чечни, о деятельности которых почти ничего неизвестно до сих пор.
После установления советской власти роль местного парламента отводится Верховному Совету Чеченской Автономной области (после объединения с Ингушетией формируется Верховный Совет Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики). Вряд ли советский Верховный Совет можно рассматривать в качестве полноценного парламента хотя бы в силу того, что его деятельность полностью контролировалась партийными органами. Собиравшиеся два раза в год на краткосрочные сессии депутаты Верховного Совета безоговорочно принимали документы, разработанные партийным руководством республики или «спущенные» из Москвы.
Тем не менее, советский период нельзя считать и полностью потерянным для становления чеченского парламентаризма. Достаточно сказать, что именно в советский период в общественном сознании укрепилось мнение о необходимости существования независимого законодательного органа власти, являющегося естественным противовесом исполнительной власти.
Отдельной (и трагической) страницей в истории чеченского парламентаризма стал период 90-х годов прошедшего века. Под влиянием демократически настроенных слоев чеченского общества в Конституцию Чеченской Республики образца 1991 года вошли положения, предусматривающие создание сильного парламента и широкого местного самоуправления, что должно было существенно ограничить влияние исполнительной власти в лице президента. К сожалению, короткий опыт самостоятельного государственного строительства оказался в высшей степени неудачным и все попытки придать демократический импульс политическим процессам, протекавшим в Ичкерии, быстро провалились. Парламентские и президентские выборы осени 1991 года, сфальсифицированные от начала и до конца, вполне закономерно привели к глубокому расколу внутри чеченского общества. Власть в Чеченской Республике захватила узкая группа политических авантюристов, которая меньше всего думала о национальных интересах чеченского народа. Попытка же части депутатов превратить парламент в независимый от президента Д. Дудаева орган власти привела к государственному перевороту лета 1993 года и вооруженному разгону самого парламента.
В целом, ни «дудаевский», ни «масхадовский» парламенты ичкерийского периода нашей истории так и не смогли превратиться в политически самостоятельную представительную ветвь власти, стоящую на страже народных интересов. Вероятно, в тех условиях это было просто невозможно.
С принятием Конституции Чеченской Республики 2003 года начинается новый этап в истории чеченского парламентаризма. Был воссоздан республиканский парламент, состоящий из двух палат и наделенный достаточно широкими властными полномочиями. Новой чеченской Конституцией была заложена первоначальная законодательная база для формирования полностью независимой ветви представительной власти. Однако мы должны отдавать себе отчет в том, что это было только начало длительной и кропотливой работы по тонкой «настройке» всего политического механизма Чеченской Республики. В частности, необходимо было с одной стороны оптимизировать структуру высшего органа законодательной власти, с другой – отработать механизм взаимодействия с исполнительной и судебной ветвями власти.
Что касается оптимизации структуры органа законодательной власти, то конкретные шаги в этом направлении уже предприняты. В Конституцию Чеченской Республики были внесены поправки, благодаря которым стало возможным проведение 12 октября 2008 года выборов в новый однопалатный парламент, состоящий из 41 депутата.
Необходимо сказать, что в лице парламента 1-го созыва Чеченская Республика впервые за последние два десятилетия получила законодательный орган, деятельность которого заслуживает положительной оценки. Как известно, ему отводилась роль главного приводного ремня в сложном механизме, связывающем государство и общество, власть и народ, и с этой задачей он справился. Уже само его появление сыграло положительную роль в преодолении унаследованного от 90-х годов внутричеченского политического противостояния. Главное – была создана законодательная база, обеспечивающая развитие экономической, политической, социальной и гуманитарной сфер Чеченской Республики в рамках Российской Федерации.
Заметим также, что впервые создан прецедент цивилизованного реформирования законодательной ветви власти, а в будущем парламент может и должен стать главным фактором, обеспечивающим стабильность в Чеченской Республике. Будучи выборным органом власти, он напрямую связан с волей избирателей и одновременно является площадкой, на которой происходит главное взаимодействие политических партий и объединений.
В общем, в истории чеченского парламентаризма наступил новый и не менее ответственный период.

Эдильбек Хасмагомадов,
директор Национальной библиотеки Чеченской Республики

Categories

армия, история, криминал, недвижимость, образование, общество, политика, происшествия, религия, финансы, литература, спорт, медицина, дети, наука, россия, лытдыбр, праздники

Social capital

  • less than 10

Rating position

Statistics