You are viewing parlamentchr

Previous Entry | Next Entry

парламент, чеченская республика, парламент чр, грозный, чеченцы

Что такое Нохчалла?

Менталитет чеченцев и ингушей складывался в течение многих тысячелетий в тяжелейших природно-географических условиях, в окружении, чаще всего, враждебных племен и народов, особенно – кочевников. Неписаные законы горцев – адаты, а также строгие, но справедливые законы шариата, еще больше сплотили вайнахов вокруг испытанных духовных ценностей, позволили им почувствовать свою силу и единство.

Существует понятие «Нохчалла», по-разному толкуемое современными исследователями. Откуда, когда, почему оно возникло, ведь для горца вердикт «в нем нет Нохчалла» еще совсем недавно был подобен смертному приговору!

Чеченцы придают Нохчалла особый, сакральный смысл. Ведет свое начало это понятие с незапамятных времен, задолго до того, как ингуши стали называть себя отдельным народом. Поэтому мы можем предполагать, что понятие Нохчалла весомо и для них, ибо, по большому счету, чеченцы и ингуши действительно единый во всех отношениях народ. Наша неразрывная общность подтверждается вновь и вновь в самые драматические периоды нашей общей истории и единой трагической судьбы.

Когда в декабре 1994-го года прозападная банда в окружении Ельцина начинала в Нахистане  (Чечня) провокационную войну и со стороны Ингушетии на чеченскую землю двинулись колонны танков, ингуши бросались под гусеницы и погибали. В числе первых погиб министр здравоохранения Ингушетии Горчханов Тамерлан, имя которого в Нахистане до сих пор не увековечено.

Понятие «Нохчалла»  включает в себя весь спектр моральных, нравственных, этических норм и законов, составляющих духовно-нравственное своеобразие  вайнахов. Идеология Нохчалла не только не пришла в противоречие с Исламом, но и стала решающим условием его безусловного принятия. Такая прочная система взглядов не могла возникнуть в одночасье. Она  имеет очень глубокие и  устойчивые во времени корни. Не случайно говорят, что Нохчалла в крови (генах) каждого истинного вайнаха.

От многих доводилось слышать, читать, что Нохчалла – это Нахский Кодекс Чести. Не возражаю. Сам так писал до недавнего времени. Но при внимательном анализе и сопоставлении со многими историческими реалиями получается, что Нохчалла затрагивает не только вопросы чести и достоинства – но и составляет основу национальной самоидентификации, обеспечивает духовно-нравственную связь поколений и времен с самых глубин тысячелетий.

Нохчалла, таким образом, – это национальная идеология нахов, во имя которой надо бороться, жить, причем, жить с высоко поднятой головой!

Люди, живущие в соответствии с Нохчалла, ни в коем случае не могут быть мелочными, лживыми, скупыми, самовлюбленными, не говоря уже о том, что любого рода преступления автоматически исключают их из числа обладателей этого сокровища. Уникальное свойство Нохчалла в том, что держать себя в рамках ее принципов может любой человек, независимо от ранга, сословия, образования, рода деятельности. Главное в Нохчалла – не терять человеческое, мужское достоинство, не соблазняться, не зазнаваться, не падать духом.

Каждый истинный вайнах, воспитанный у себя на родине в традиционной семье, имеет прочные задатки рыцаря, джентльмена, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища. В чем причина? Почему настоящий чеченец или ингуш никогда не подведут, не предадут, не простят обиды, не потерпят зла и  насилия, лжи и двуличия, трусости и малодушия?

Нохчалла, как было сказано, недостаточно определить словом «честь». Честь у вайнахов – сий. Недостаточно определить словом «благородство», ибо оно у нас – оьздангалла. Таким образом, у нас «мужество» – доьналла, «смелость» – майралла, «гордость» – яхь, «щедрость» – комаьршалла, «справедливость» – нийсо. Словом, все отдельно взятые достоинства у вайнахов обозначаются конкретными словами и определениями. «Нохчалла» – нечто более широкое, емкое. Это – мировоззрение, идеология. Как она могла сложиться? На основе мифов? С мифами предки вайнахов расстались в глубинах тысячелетий. На основе писаний? Их вайнахи не сохранили. Это хорошо получилось у евреев. На основе ратных дел, ярких эпохальных подвигов? Но в таком случае идеология Нохчалла носила бы боевой, мобилизующий дух. А в Нохчалла нет и намека на агрессивность, воинственность. Напротив, идеология Нохчалла отличается особым миролюбием, этикой и эстетикой, будто создавалась вовсе не на земле, а на небесах. Так откуда могла появиться эта божественная идеология совести, с которой не идут в сравнение никакие утонченные нравы западных светских обществ с их искусственными,  лицемерными, напыщенными манерами?

Идеология такой силы, красоты и вековой устойчивости может иметь только божественную природу и быть дарованной Богом через своего первого послепотопного пророка Ноя, мир Ему, всему послепотопному человечеству! Мы имеем право так утверждать, исходя из явных исторических фактов и очевидной реальности существования этого уникального явления.

Для Нохчалла не строили храмов и святилищ, не делали жертвоприношений. Носитель Нохчалла сам был как пророк, высоко поднявшийся над грешной мирской суетностью и, вместе с тем, создающий на земле особый порядок Совести, угодный Аллаху и Его первому послепотопному пророку – Нохе, мир Ему!

События последних пятнадцати лет – результат явного забвения идеологии Нохчалла, превращения нашего святого Ислама в суеверие, когда, выпячивая обрядовую сторону, отодвигали далеко на задний план сам дух, саму идеологию этой святой веры, удивительным, чудеснейшим образом гармонирующую с Нохчалла – совестью, укрепленной мужеством и благородством!

В нерыночные времена, когда не все измерялось деньгами, законы Нохчалла были естественными, необходимыми условиями выживания. Они, в зависимости от условий и  обстоятельств, носили крайне необходимый, практический характер. К примеру, в суровых условиях гор гость, не принятый в дом, мог замерзнуть, потерять с голоду и усталости силы, стать жертвой разбойников или дикого зверя. Поэтому принять, согреть, накормить и дать отдохнуть гостю – дело святое, просто необходимое. Свято соблюдать гостеприимство – непреложный закон  Нохчалла.

Дороги и тропинки в горах узкие, часто проходят змейками вдоль высоких обрывов и скал. Не быть взаимно вежливыми просто невозможно. Поскандалив или поспорив, можно сорваться в бездонную пропасть. Быть вежливым  и уступчивым – выработанный веками практический закон Нохчалла.

В тяжелейших условиях безземелья, будучи запертыми в горах, когда по степям и долинам рыскали кочевые, враждебные племена и народы, необходима была коллективная взаимопомощь. По сути дела, на протяжении веков и тысячелетий горцы жили по законам военной демократии. Поэтому быть всегда готовым к взаимовыручке – святое правило Нохчалла.

У людей, придерживающихся принципов Нохчалла, чрезвычайно высока была цена слова. Слово истинного вайнаха было и остается тверже всего. Слово – это и прощенная кровная месть, которую ни при каких условиях нельзя возобновлять. Слово – это решение спора из-за долины или горы. Слово – это остановленная война, прощенная обида, восстановленная семья, измененный образ жизни. Иначе говоря, там, где общественная жизнь регламентировалась не государственными актами и силовыми органами, не судебными постановлениями и прокурорским надзором - не государственной властью - все решалось крепким мужским Словом. Это слово чаще всего было не менее прочно, чем клятва на Коране. Быть хозяином своего слова и не отступать от него даже в случае реальной  угрозы для жизни – это Нохчалла.

Чеченцы и ингуши – реликтовый народ, обозримая история которых, как уже было сказано, уходит в глубь многих тысячелетий – в мир древних  хурритов. С тех сказочно далеких времен вайнахи сумели сохранить свой язык, антропологические характеристики, генную и историческую память благодаря стойкости, выносливости, мужеству. Чеченец-мужчина с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином, солдатом свободы. Самый древний вид приветствия вайнахов, который сохранен и сегодня, гласит: «марша вог1ийла» – приходи свободным! Быть мужественным, готовым в любое время вступить в бой с врагом – это Нохчалла. Быть свободным, независимым – это Нохчалла.

Понятие Нохчалла несовместимо с социальным неравенством, с несправедливостью, пренебрежением богатого к бедному, здорового к хилому. Поэтому среди подлинных нахов никогда не было князей и холопов. Рабы, правда, были, но они  не были вайнахами, и поэтому на них понятие Нохчалла просто не могло распространяться. Возможно, некоторые до сих пор мстят нахам, помня о своем прошлом, хотя нахи давно их уравняли с собой и даже нередко делают из них своих политических лидеров. Правда, потом жалеют об этом.

Даже сегодня любой чеченец может и обязан смело открывать дверь другого чеченца, какой бы высокий пост тот ни занимал. Никогда не было у вайнахов такого, чтобы кто-то перед кем-то униженно снимал шапку, как у русских, к примеру, где веками существовал институт крепостного права. Вайнахи до сих пор ни у кого ничего униженно не просили, не создавали никому культ личности, не превращали никого в идола. Лесть человеку, сделанному из таких же костей и такого же мяса – самое постыдное в понятии Нохчалла! Носитель идеологии и принципов Нохчалла – совершенно свободный человек и выше над собой признает только Всевышнего Аллаха, свят Он и Велик, и Его пророков. Абсолютное, безусловное равенство друг перед другом, независимо от власти, богатства, должности, чина, прочих регалий и различий, – это Нохчалла.

С выходом на плоскость, с изменением социально-экономических условий жизни, притупилась актуальность некоторых строгих горских законов. Основное растлевающее обстоятельство – банальная безработица. Она несет с собой не только экономические проблемы. К примеру, вайнахское общество всегда привыкло видеть в качестве главы, защитника семьи отца семейства. Отец семейства всегда был добытчиком, кормильцем. Поэтому у него было моральное право воспитывать членов своей семьи в строгости, требовать от каждого, скажем, безупречной нравственности. Воля отца была законом, и из такой традиционно крепкой семьи практически не могли выйти бездельники, уголовники, пьяницы или иные нравственные инвалиды.

Что же происходит сегодня? Глава семьи, как правило, безработный или приносит в дом какие-то случайные, сомнительные доходы. Кормилица, чаще всего, – жена, которая неделями и месяцами, как проклятая, торгует где попало, чем попало и возвращается в семью уставшая, валящаяся с ног. А дома – дела домашние. Муж при этом вынужден бездельничать. Разве в таких условиях он имеет право решающей роли, решающего голоса? Разве его будут уважать должным образом жена и повзрослевшие дети? Разве не в этом, наряду с жестокостями недавней войны, заключаются основные причины нравственной деградации нашего сегодняшнего общества? И об этом тоже сегодня надо говорить народу с нравоучениями в адрес наших женщин, нашей молодежи.

Считалось, что вайнахи никогда не смогут расстаться со своей идеологией Нохчалла. О вайнахах говорили, что они, скорее, отторгнут какие-то нормы шариата, чем изменят своим устоявшимся обычаям и нравам, составляющим основу Нохчалла. Сегодня, надо признаться, под угрозой и Нохчалла, и шариат, и самые основные принципы общечеловеческой духовности.

Между тем, считаю необходимым напомнить: весь комплекс, весь спектр нравственных, этических норм, добровольно принятых на себя вайнахом, чтобы строго следовать им в течение  всей своей жизни, руководствуясь главным образом собственной совестью, – есть Нохчалла, что буквально означает «быть нахом», или «быть носителем Завета Нохи».  Поэтому знающие люди, в их числе ученые, утверждают, что быть настоящим вайнахом чрезвычайно трудно. Неужели мы сегодня готовы пойти по легкому пути?

У горца спросили: что такое Нохчалла? Горец ответил, Нохчалла – это найти выдержку и терпение после того, когда выдержка и терпение заканчиваются.

В самом деле  груз обязанностей, который ложится на истинного чеченца или ингуша, настолько тяжел, что если человека не воспитывать с детства, ему не пронести этот груз по сложным, тяжелым, противоречивым лабиринтам жизни.

Нормы и правила поведения, воспитываемые в вайнахах с детства, не должны нарушаться ни при каких условиях. Они не являются какими-то предписаниями, рекомендованными для исполнения. Нохчалла либо есть в человеке, особенно в мужчине, либо его нет. Это как воздух: дышит человек – значит, он живет. Не дышит – значит мертв. Как совесть: либо есть она в человеке, либо он ее где-то почему-то потерял. Не бывает такого, чтобы  вайнах в какой-то  момент забыл в себе Нохчалла. Значит, он перестал  быть таковым, может позволить себе лгать, воровать, убивать, снять с себя любые нравственные  ограничения.

Нохчалла – это когда человек уважает другого человека, ни в коей  мере не демонстрируя своего превосходства. Это очень важное и обязательное положение.  Если человек все же чувствует, что он в чем-то силен или находится в привилегированном положении, он должен быть особенно учтив и приветлив, дабы не задеть самолюбие другого. Так, сидящий верхом на лошади должен здороваться первым с пешим человеком. Если же пешеход старше всадника, всадник должен сойти с коня.

Как это не вяжется с сегодняшним поведением наших водителей на дорогах, готовых растерзать друг друга за малейшие неудобства! Отсутствие в себе выдержки и терпения, агрессивность мы выдаем за мужество и достоинство. А как все-таки было бы красиво и интересно жить, любя и уважая друг друга как истинных носителей Нохчалла, как людей, тысячелетиями хранивших Завет пророка Нохи, мир Ему, желая друг другу только добра! Может, попробуем,  начиная каждый с себя?

Особое уважение вайнах должен оказывать родственникам своей матери и своей жены. Наиболее воспитанные всадники спешивались не только на улице, где проживали их родственники, но даже при въезде в их родовое село.

Нохчалла - это, безусловно, неприятие любого насилия, любого принуждения. Из истории известно, что вайнахов силой не смогли заставить даже принять Ислам. Поэтому в памяти народа не сохранилось имени ни одного  воинственного исламского миссионера. Другое дело, когда к ним приходили учителя-устазы. В народной памяти не забыто ни одно из десятков имен устазов-суфиев.

Люди со стороны, не знающие, что такое Нохчалла, принимают эти качества за слабость, доверчивость, наивность. Ведь главное в Нохчалла – человеческая совесть! Истинный вайнах не может себе позволить лгать, даже если его занесло в большую, многоликую политику. Вайнах не может отказать в гостеприимстве, даже если гость пришел с оружием в руках и на какой-то период попросил мира. Этим тоже сегодня кое-кто умело пользуется.

Вайнах не может обидеть слабого, беззащитного человека, какой бы национальности он ни был. Наверное, поэтому в истории не известно ни одного случая, чтобы чеченцы, к примеру, напали на какой-нибудь немногочисленный народ, расположившийся по соседству или  внутри вайнахского общества, будь то кумыки, ногайцы, андийцы или кто-то еще. Более того, чем дальше отстоит человек  по родству, вере или происхождению, тем более учтивым и внимательным к нему должен быть вайнах. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть тебе когда-нибудь прощена, ибо возможна встреча с обиженным в Судный День. Но не может быть прощена обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи, возможно, не будет никогда. С таким грехом – пребывать  вечно.

Нохчалла – это умение дружить, оставаться верным дружбе всю жизнь. Дружить у вайнахов означает – быть вместе и в дни печали, и в дни радости.

Что бы то ни было: похороны, свадьба, торжественные случаи или неприятности – люди, объявившие себя друзьями, должны быть вместе. Причем, дружить не только семьями, но и всеми родственниками с обеих сторон. Дружба для горца – понятие святое. Даже брату прощается холодок, неучтивость по отношению к своему брату. Но только не другу по отношению к своему другу. Настоящий друг для вайнахов – понятие действительно святое. Но только в том случае, если эта дружба направлена на подлинное, а не ложное служение своим близким и своему народу. В народе говорят, что лучшие сыны – къонахий – становятся сыновьями народа.

Нохчалла – это отношение к женщине как к святой. Так случилось, что один горец постучался в дверь дома на окраине села и попросился на ночлег. Женщине (она была одна) неудобно было ему отказать, и она впустила гостя в дом. Гость не знал, что молодая хозяйка одна, иначе он бы он не постучался в этот дом. Хозяйка накормила, уложила гостя спать, но только под утро гость догадался, что в доме нет хозяина и хозяйка всю ночь просидела в передней у зажженного фонаря. Утром, когда гость умывался, он случайно задел руку хозяйки мизинцем своей руки. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил свой мизинец.

Так беречь честь одинокой беззащитной женщины может только мужчина, воспитанный в духе Нохчалла.

Можно рассказать еще две были.

Быль первая. Это произошло зимой 1944-го года в Казахстане. Пожилой чеченец искал семью, с которой его разлучили по дороге. Он ходил от барака к бараку, спрашивая у всех знакомых и незнакомых людей, и никто не мог ему помочь. Пришла ночь, и незнакомец решил переночевать в одном из бараков. Недалеко от него лежал юноша, который никак не мог уснуть, потому что мучился от голода.

Через некоторое время, решив, что незнакомец уснул, юноша осторожно подкрался и украл у него один ботинок (не1армача), сделанный из бычьей шкуры, и начал его печь на костерке, тлеющем в середине барака. Незнакомец все это видел, но не вмешивался, понимая, насколько голоден этот юнец, хотя не представлял себе, как завтра выйдет отсюда без обуви и отправится продолжать поиски. Он ведь видел и крайнюю степень голода того юноши. Такое поведение чеченца, наверное, ближе к понятию доьналла – мужество. Еще через некоторое время юноша лихорадочно съел этот ботинок и лег спать. Оставшись без обуви, незнакомец вынужден был задержаться и узнал, кто и чей этот юноша. Но ничего ему не сказал. Не сказал ни тогда, ни позже, спустя почти сорок лет, когда тот юноша был уже солидным человеком, стал большим начальником.

Мне эту историю старик рассказал, не выдавая  имени начальника. Это уже, думается, в духе Нохчалла!

Быль вторая. (читать далее).

Сайд-Хамзат Нунуев,

начальник отдела аналитической работы

Аппарата Парламента ЧР,

писатель, кандидат исторических наук

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
trislam
Mar. 21st, 2013 08:05 am (UTC)
Странное мнение ученого. Полагаю автор никогда не был в Ингушетии и не находился среди Ингушей. Нет такой идеологии у Ингушей, как Нохчалла, оно у нас не употребляется, и отношение имеет оно только к тем, кто называет себя Нохчи. У Ингушей есть понятие/идеология Эздел, носителями которой называют Эздий Саг, то есть Человек с Эзделом, это высшая похвала, которую в лицо никогда не произносят, Эздел доаца саг, человек у которого напрочь отсутствует Эздел- нижайшее оскорбление и состояние человека.
parlamentchr
Mar. 22nd, 2013 11:37 am (UTC)
Вы сами ответили на свой вопрос - "нохчалла" то же самое, что и "эздел".
trislam
Mar. 22nd, 2013 04:13 pm (UTC)
Да, это то же самое, я и не отрицаю это, но название разное, это принципиально важно, в этом смысле
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2013
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary







Рейтинг Чечен-ТOП


Powered by LiveJournal.com